Статистика |
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | |
|
|
| | |
| Газовый свет / Gaslight (1944)
Название: Газовый свет (Свет газовой лампы)
Оригинальное название: Gaslight
Год выхода: 1944
Жанр: Триллер, драма, криминал, детектив, нуар, экранизация
Режиссер: Джордж Кьюкор
В ролях: Ингрид Бергман, Шарль Буайе, Джозеф Коттен, Анджела Лэнсбери, Барбара Эверест, Терри Мур, Мэй Уитти, Эдмунд Бреон, Эмиль Рамо, Хэллиуэлл Хоббс, Том Стивенсон, Хэзер Тэтчер, Лоренс Гроссмит, Джейкоб Джимпел, Гари Грэй, Лиллиэн Бронсон
О фильме:
Экранизация пьесы Патрика Хэмилтона «Улица ангела». Скромная, тихая американка Пола Элквист (Ингрид Бергман) оставляет занятия музыкой ради того, чтобы выйти замуж за любимого человека. Она мечтает посмотреть мир, однако ревнивый муж Грегори (Шарль Буайе) заставляет Полу вернуться в дом, доставшийся ей после трагической и загадочной смерти тетушки. Тайна убийства её тети и судьба пропавших драгоценностей до сих пор не раскрыты. Мрачная атмосфера дома начинает угнетать Полу, ей мерещится, что по вечерам в доме слегка меркнет газовый свет, а на пустом заколоченном чердаке раздаются тихие шорохи и шаги... Постепенно ей кажется, что дом сводит ее с ума, да и Грегори подливает масла в огонь. Инспектор Брайен (Джозеф Коттен), поклонник её тети, начинает следить за домом, и постепенно убеждается, что все происходящее связано с преступлением 14-летней давности....
Страна: США
Студия: Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), Loew's
Продолжительность: 01:53:47
Аудио 1: русский, AC3, 192 kbps, 2 ch, 48 kHz [закадровый многоголосый, Film-Prestige]
Аудио 2: русский, AC3, 192 kbps, 2 ch, 48 kHz [закадровый двухголосый, R5]
Аудио 3: русский, AC3, 192 kbps, 2 ch, 48 kHz [закадровый двухголосый, SomeWax]
Аудио 4: русский, AC3, 192 kbps, 2 ch, 48 kHz [закадровый двухголосый, т|к Культура]
Аудио 5: русский, AC3, 192 kbps, 2 ch, 48 kHz [закадровый двухголосый, DVD-Classic]
Аудио 6: английский, AC3, 192 kbps, 2 ch, 48 kHz [оригинал]
Знаете ли вы, что…
- Фильм снят по мотивам одноимённой пьесы Пэтрика Хэмильтона, ставившейся в Америке под названием «Улица ангелов» (1938).
- Ингрид Бергман (1915-1982) и Шарль Буайе (1899-1978) впервые познакомились в тот день, когда снимали сцену, в которой они встречаются на железнодорожной станции и целуются. Буайе и Бергман были одного роста, а для того, чтобы выглядеть выше, он вставал на коробку (в кадр коробка не попадала), но актриса постоянно на неё натыкалась, когда вбегала в кадр, и сбивала коробку со специально подобранного для неё (и, соответственно, для Буайе) места. Кроме того, во время съёмок фильма Буайе ходил в обуви с пятисантиметровой подошвой.
- Во время работы над фильмом кинокомпания MGM распорядилась уничтожить все имеющиеся копии первой экранизации «Газового света». Усилия в итоге не увенчались успехом, хотя следующие несколько десятилетий фильм довольно редко показывали.
- На момент съёмок Анджеле Лэнсбери было всего 18 лет. Работала она в магазине в Лос-Анджелесе, и когда она сообщила своему начальнику, что уходит, он предложил ей остаться, а взамен пообещал поднять зарплату до уровня той, что ей пообещали на новом месте. Он полагал, что это будет более или менее в районе того, что она получала в магазине ($27 долларов в неделю), и был совершенно ошарашен, узнав, что теперь она будет получать $500 долларов в неделю.
- Во время съёмок этого фильма жена Шарля Буайе актриса Пэт Патерсон (1911-1978) ждала ребёнка. Буайе и Патерсон давно мечтали о ребёнке, так что на съёмках Буайе заметно нервничал. По мере того как дата родов приближалась, он в перерывах между съёмками начал звонить домой и спрашивать у жены, как она себя чувствует. Ожидалось, что роды пройдут уже по окончании съёмок, но ребёнок родился раньше срока, когда Буайе находился на съёмочной площадке. Когда ему сообщили о рождении сына, он расплакался, а затем уже передал известие всему творческому коллективу фильма. Съёмки фильма прервали до конца рабочего дня и открыли шампанское.
- Готовясь к роли, Ингрид Бергман изучала пациентов психиатрической клиники по совету режиссёра Джорджа Кьюкора (1899-1983). Некоторые их черты и особенности поведения она использовала в работе над образом своей героини.
- Сцену, в которой героиня Анджелы Лэнсбери закуривает сигарету, снимали в самом конце. Съёмки начались, когда Лэнсбери было 17 лет, она была ещё несовершеннолетней, и поэтому на съёмочной площадке её постоянно сопровождал социальный работник. Он же и запрещал ей курить до достижения совершеннолетия. Так что эту сцену снимали уже в самом конце съёмочного периода, после того, как Лэнсбери исполнилось 18 лет, а её день рождения отметили всей съёмочной группой.
- Ингрид Бергман и Шарль Буайе познакомились только с началом съёмок, поэтому Бергман было очень неловко играть с ним любовную сцену. Настолько неловко, что она до конца карьеры зареклась играть любовные сцены с партнерами по сцене, с которыми только-только познакомилась. Аналогичная ситуация сложилась при съёмках мелодрамы Анатоля Литвака (1902-1974) «Любите ли вы Брамса?» (1961), где её партнёром выступал Энтони Перкинс (1932-1992). Бергман попросила Перкинса «потренироваться» с ней у неё в гримёрке, чтобы подготовиться к поцелуям на камеру и не выглядеть на людях переволновавшейся и раскрасневшейся.
- Впоследствии Ингрид Бергман была очень рада, что сыграла роль в этом фильме, но поначалу она за неё браться не хотела, Бергман саму себя считала женщиной сильной и независимой и опасалась, что не сумеет убедительно сыграть человека застенчивого и с тонкой душевной организацией. Так или иначе, с ролью она справилась успешно и впоследствии всегда считала участие в этом фильме одним из высших достижений в своей карьере.
Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
- От названия фильма и пьесы произошёл термин «газлайтинг» — форма психологического насилия, главная задача которого — заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности.
- По предоставленному кинокомпанией MGM сценарию персонаж Шарля Буайе в конце фильма должен был сообщить героине Ингрид Бергман, что всегда любил её. Эту реплику авторы сценария вставили в текст, хотя первоначально в пьесе её не было. Сценарист и продюсер Дэвид О. Селзник (1902-1965) сценарий прочёл и немедленно разродился одним из своих знаменитых опусов, адресованных руководству кинокомпании, в котором потребовал реплику Буайе убрать. И её убрали.
' - Это была долгая ночь… - Она закончилась. Уже светает. ' Хорошо смотреть шедевры всех степеней признания незамутненным взглядом скверно образованного человека или индивида, не имеющего доступа к достижениям цивилизации (например, лесничего в далекой тайге). Не читать синопсиса, не отдавать заведомую дань уважения имени режиссера, не знать о количестве и качестве наград, выданных за главную и неглавную роль – красота. Иногда это почти получается… В полутьме собственного псевдобезумия Пола Антон мечется как заправская блондинка. Истово, безропотно и очень натурально – ровно так, как могла бы только Блондинка с большой буквы, несмотря на вопиющую очевидность подлых инсинуаций злоумышленника. Возможно ли спасение? Естественно, ибо пред нами разыгрывают форменный детектив (да-да, будет убийца, суровая Фемида, карающая нечестивца, поиски «клада»). С нетривиальной психологической начинкой и смещением типичного акцента с расследования преступления на его хитроумное построение. Дивной лиричности-душевности поездка влюбленных на озеро Комо, сопровождаемая красноречиво недобродушными взглядами героя - столько символичного дыма уже в начале фильма, хоть топор вешай. Невольно возникают мысли о бушующем где-то пламени. Тревога и дурные предчувствия вползают в кадр едва ли не физически ощутимо. Что-то будет. По сути своей картина держится на игре светотени, Ингрид Бергман и Шарля Буайе. Внутренние перерождения героев на протяжении картины вносят поразительные изменения и в их внешний облик (заметьте, без адской эксплуатации гримеров). Он – пылкий и вроде бы безоглядно влюбленный красавец лицом «стареет» лет на десять, обретая во взгляде холодное покровительственное снисхождение, позже – откровенную суровость. Маски долой. Она – юная и искренняя барышня, - становится податливой, любящей женой, позже растерянной, смущенной, зажатой в тиски недоверия к самой себе, наконец, твердой и безжалостной в развязке. Потрясающие метаморфозы. И повсюду тени – второстепенные, но живые персонажи. Они скитаются по стенам будто проклятого дома, мечутся в беспокойной душе героини, создавая атмосферу пограничности, нереальности происходящего, затягивая в паутину неподдельного ужаса, при том, что цимус перестает быть секретом много раньше середины фильма. Не сюжетные коллизии главенствуют в «Газовом свете», а удивительная режиссерская способность манипулировать эмоциями зрителя, успешно смешивая бессознательное раздражение и сознательную тревогу в душе последнего. Новость о работе Джо Райта над римейком «Газового света» еще не успела стать бородатой и обзавестись валенками, а проект заглох на неопределенное время (бог даст и на веки-вечные), что не удивляет категорически: наш лимон выжат, смешан с сахаром, и подан зрителю живительным натуральным напитком еще в 1944 году. Больше из этой истории ничего не сделать. Разве вот цукатов засахарить. Но зачем? Вывод. Не ждите от «Газового света» ничего сверхъестественного. Здесь есть все составляющие великолепного кино-полотна: бесподобная атмосфера, качественная драматургия, похвальное лицедейство, немыслимой красоты черно-белая картинка. Но это старое кино. Настоящее старое кино со всеми его недостатками и прелестями. Любители технических потрясений наверняка останутся разочарованными. Поклонникам же хичкоковского напряжения, старой доброй Англии (Лондон в декорациях – это что-то), убедительно дебютирующей здесь Анжелы Лэнсбери, одухотворенных лиц и истинных страданий на выдуманной почве всячески рекомендую. Классическое ретро.
Простота и очарование чёрного и белого
По вечерам в старинном особняке №9 зажигают газовый свет... Он выходит из дома, оставляя её наедине с глухой кухаркой, грубой горничной и своими страхами. Света становится меньше, наверху слышаться чьи-то шаги, хотя она знает, что там никого быть не может, этаж закрыт, там лишь старая мебель, покрытая пылью и паутиной. Это сводит её с ума. Вернее, он хочет, чтобы она сошла с ума... Эта чёрно-белая классическая картина Джорджа Кьюкора, с Ингрид Бергман и Шарлем Буайе положила начало моему знакомству с фильмами категории «детективы-триллеры» 30-50-х годов. Как оказалось, ничего лучше для этой цели выбрать я не могла, ибо этот фильм – один из лучших представителей жанра. Красивое, атмосферное кино с отличным актёрским ансамблем, совершенной в визуальном плане картинкой и добротным музыкальном сопровождением. Современному зрителю сюжет фильма может показаться излишне предсказуемым, простым и даже наивным, ведь всё это нам уже приходилось видеть в более поздних картинах современных режиссёров. Однако сложно назвать хотя бы один фильм, снятый в наше время, использующий некоторые элементы фабулы и сюжетные повороты данной картины и превосходящий её в атмосферности и воздействии на зрителя. Однозначно – раньше умели снимать кино так, что внимание зрителя целиком и полностью было поглощено игрой главных героев, зритель испытывал весь спектр эмоций – от страха за жизнь и рассудок главной героини, до некоего любопытства по поводу предсказуемой по сути своей развязки. Сюжет прост. Героиня Ингрид Бергман Пола выходит замуж за обаятельного Грегори, и вместе с ним переезжает в дом своей тёти, знаменитой певицы, убитой в этом самом доме десять лет назад. После переезда с самой Полой начинают твориться странные вещи, и муж подозревает, что она сходит с ума. Он так заботлив, что предпочитает видеть её сидящей в безопасности дома, чем на прогулках и светских раутах, где она может устроить истерику. Ведь он её так любит. Ингрид Бергман удалось идеально передать чувства Полы, её влюблённость в Грегори, её страхи перед домом, в котором она когда-то жила, её непонимание происходящего, её обиду, боль. В свою очередь из Шарля Буайе вышел отличный персонаж-загадка, двуликий, человек, характер которого наверняка для зрителей того времени был сложен и непонятен. Разумеется, современный зритель на 15 минуте разгадает его намерения, и где-то на половине фильма сможет предсказать точную развязку, однако желания остановить картину не возникнет. Как может не понравиться кино, наивное в своей красоте и восхитительное в своей простоте. Кино, в котором единственным спецэффектом является тени на стене, кино, в котором глаза героини скажут намного больше, чем длинный гамлетовский монолог. В своё время, такие же чувства вызвала во мне игра Мии Фэрроу из фильма «Рёбонок Розмари» Романа Полански. Без истерик и переигрывания, всё очень тонко, просто. Тем, кто попал однажды под очарование чёрно-белого кино, фильм, безусловно, придётся по вкусу, как редкое угощение, изысканное и одновременно простое. Им удастся оценить по достоинству игру Ингрид Бергман, получившую за неё Оскар и Золотой глобус, идеальную работу художника, также удостоившегося Оскара. В далеком 1945 году эта картина получила семь номинаций на главную награду Америки и, несмотря на то, что взяла только две, остаётся своего рода образцом кино того времени. Так уже не снимут.
стр 1 стр 2 стр 3
| |
| | |
|
|